Героизм, долг и жертвенность
Любимое слово утилитаристов «исчисление» неизменно напоминало об арифметике. Когда же оно сочеталось со «скучной наукой» об экономике, утилитаризм определенно мог показаться чем-то низким. Например, термин «польза» мог означать отношение к личности как к средству. В свою очередь «удовольствие» напоминало о гедонизме; и пусть временами он мог быть весьма утонченного свойства, однако было ясно, что ему достаточно далеко до таких высоких материй, как героизм, долг и жертвенность.
Слово «желание» скорее связывали с отказом от критического отношения к чему-то низменному, чем с благородными порывами. Слово «желание» скорее связывали с отказом от критического отношения к чему-то низменному, чем с благородными порывами. В целом эти термины иногда употреблялись в качестве самого примитивного знаменателя.
Вместе с тем утилитаристы описывали общество так, будто оно изначально состояло из похожих на атомы индивидов: сначала были лишь индивиды — общество возникло позже. Этот глубоко индивидуалистический и неполный образ был еще более искажен, когда впоследствии с ним ассоциировались имена Дарвина и Спенсера — в результате индивида представляли существом, ведущим непримиримую борьбу с природой и обществом за выживание. Но если попытаться как-то приложить эти образы утилитаристов к реальному обществу, то станет очевидно, что они не совсем к нему подходят.
Оставить комментарий